Направления:
Депрессия, Стресс, Грусть, тоска, подавленность, Тревога и Панические Атаки, Усталость, нет сил, Астения
Город:
Москва
Цена за сеанс (Руб.):
7500
Длительность сеанса (в минутах):
50
Цена за блок сеансов:
20 000 рублей за 3 сеанса

Психотерапевт

Привет друзья, Меня зовут Сирадзе Звиад, я врач Психотерапевт,  мое последнее образование и мой коллеги навеяли мне мысль, почему бы не сделать площадку где могут получать профессиональную психологическую помощь люди, которые истинно в этом нуждаются, работаю также с семейными парами.

Дипломы и награды

Публикации специалиста

Типы семей при Пограничном расстройстве личности

Существует три вида инвалидирующих семей у пациентов с Пограничным расстройством личности «хаотическая», «перфекционистская» и «типичная» семья.

Хаотические семьи

В хаотической семье могут быть проблемы с алкоголизмом и наркоманией, финансовые

затруднения, или же родители много времени проводят вне дома. В любом случае детям уделяют мало времени или внимания. Например, родители одной из моих пациенток почти каждый вечер проводили на тусовках. Каждый день, когда дети возвращались из школы,

дома никого не было. Им приходилось самим думать о еде и находить себе занятие. Часто дети шли к бабушке, которая их кормила. Когда родители были дома, они не обращали внимания на детей, родители часто выпивали, не прислушивались к просьбам детей от слова «совсем». Потребности детей в этой семье игнорировались, что привело к инвалидизации их чувств.

Исходя из этого можно смело предположить, что распространение Пограничного расстройства личности может объясняться увеличением количества хаотических семей.

Перфекционистские семьи

В перфекционистской семье родители по той или иной причине не допускают проявлений отрицательных эмоций со стороны своих детей. Такое отношение может объясняться

рядом причин, включая требования, предъявляемые к родителям (например, стрессовая работа), неспособность переносить негативный аффект, эгоцентризм или страх, что они могут испортить ребенка с «трудным характером». Мой опыт показывает что, если членов такой семьи прямо спрашивают об их отношении к своим родственникам с Пограничным расстройством личности, они выражают горячее сочувствие. Однако ненамеренно эти члены семьи часто занимают последовательную позицию, отличительной чертой которой является отказ в сопереживании, например, удивляются, почему индивид с ПРЛ не может «просто сдерживать свои чувства». Одна из моих клиенток с Пограничным расстройством личности заявила, что ее папа считает серьезнейшие проблемы его дочери, разрешились бы сами собой, если бы она больше верила в бога и молилась.

Типичные семьи

Если выделить тип инвалидизирующего окружения, то можно назвать его «синдромом нашего образа жизни», поскольку он характерен для нашей культуры. Некоторые ученые, изучающие эмоции, говорят о тенденции общества подчеркивать важность когнитивного контроля эмоций и считать критериями успеха достижения и мастерство. Современное понятие «Я» в культуре определяется четкими границами между отдельной личностью и другими людьми. В культурах, где доминирует такая точка зрения, считается, что поведение взрослого человека должно контролироваться внутренними силами, а не внешними. «Самоконтроль» в этом смысле относится к способности человека контролировать свое поведение с помощью внутренних сигналов и ресурсов. Иное позиционирование себя (например, зависимость от окружения) квалифицируется как незрелое и патологическое, или неблагоприятное для здоровья и нормального социального функционирования.

Рассуждая об инвалидизирующей семье, следует помнить об одном важном моменте.

В определенных пределах такой подход внутрисемейных отношений не будет пагубным для

Человека, но стратегии эмоционального контроля, используемые в такой семье, иногда даже полезны для человека, который обладает подходящим темпераментом и может научиться контролировать свои эмоции. Например, некоторые исследования, проведенные в США показывают, что люди, склонные ужиться с сигналами об опасности, при столкновении с угрозой нежелательных событий демонстрируют более низкое и менее продолжительное психологическое и поведенческое возбуждение, чем люди, которые сохраняют тенденцию следить за такими ориентирами. Таким образом, когнитивный контроль эмоций в определенных условиях может быть вполне эффективен. Именно благодаря такому подходу появился первый автомобиль, железные дороги, выросли небоскребы и многие успешно закончили учебу.

Единственная проблема здесь в том, что этот подход «действует не всегда». Ведь одно дело убеждать в возможности самоконтроля человека, который на это способен, и совсем другое обращаться с этим к человеку, который такими способностями не обладает. Например, у одной мамочки было двое детей: 13-летняя девочка подросток с «трудным характером» и 6-летняя дочь с «легким характером». У старшей дочери были проблемы с гневом, особенно когда ее дразнила младшая сестра. Я пытался научить маму валидизировать чувства своей старшей дочери. После того как 6-летняя девочка разрушила сложную картину жизни старшей сестры, та накричала на младшую сестру и выбежала из дома во двор. Мать довольная сообщила мне, что она «валидизировала» чувства старшей дочери. Она сказала ей следующее: «Маня, я понимаю, почему ты разозлилась, но в будущем ты не должна так истерить!» Матери было трудно понять, что дети имеют права на все эмоции, она проигнорировала и запретила отрицательные эмоции, испытываемые старшей дочерью в связи с контролем над эмоциями. Когда дело касается эмоционально реактивных и уязвимых людей, инвалидизирующее окружение значительно преуменьшает их проблемы. Людям с Пограничным расстройством личности лишь в редких случаях удается то, с чем успешно справляются другие люди, – контроль и выражение эмоций. В заключении совет и лайф-хак при воспитании детей, разрешайте детям испытывать все эмоции, просто нужно им объяснить почему они их испытывают и как на них реагировать.


Терапевтические изменения неврастеника и нарцисса

 

-К каким терапевтическим изменениям должны прийти неврастеник и нарцисс для баланса системы отношений?

Главная задача- реконструкция системы отношении. Для того, чтобы симптомы были не нужны. 

Неврастенику нужно работать с чувством «условного принятия себя». Научиться давать себе право на отдых и с терпением и осознанно подходить к неудачам. Сбалансировать свой стремления, отдавая отчет в своих силах. 

Нарциссу нужно принять себя не идеальным, выйти из гонки за конкуренцию, перестать самоутверждаться, устранить идеальный образ себя, научиться эмпатии к другим людям, дарить людям внимание и заботу. Научиться не ставить себя в центр всего. Отработать детский комплекс неполноценности.

 

-Что нужно сделать чтобы в неврозе не было симптома?

Нужно сформировать новые навыки, с помощью которых ОН САМ БУДЕТ РАЗРЕШАТЬ СИТУАЦИИ, реагирования и принятия решения. Симптом уйдет тогда, когда он будет не нужен, так как ничего уже не решает в системе значимых отношений.

Хотя неврастеник и нарцисс стремятся к успеху, к славе и к вниманию, неврастеник это делает за счет здоровья, ставив его на второй план. Как правило в этой гонке достижении он его и теряет. Симптом ему нужен будет, чтобы дать себе право на отдых. 

Нарцисс наоборот думает только о себе и никогда не будет тратить свое любимое здоровье на достигаторство (достижение цели), он их скорее обесценит и будет делать то, что ему комфортно.


Профилактика Альцгеймера

Хорошей профилактикой болезни Альцгеймера и деменции является L-карнитин/Л-карнитин

Он участвует в синтезе ацетилхолина – важнейшего нейромедиатора, участвующего в процессах памяти, поэтому дефицит L-карнитина/Л-карнитина приводит к проблемам с вниманием и памятью. Препараты данного вещества помогают предотвратить патологическое старение мозга при стрессах, улучшает внимание и память. Также очень полезно Велопрогулки на свежем воздухе и плавание, изучение иностранного языка и умственная нагрузка.


Женственность и инвалидизация при Пограничном расстройстве личности

Предрассудки и предвзятое отношения к женщинам может быть особой проблемой для тех женщин, таланты которых расцениваются как «мужские» и были бы вознаграждены у мальчиков, но игнорируются и не принимаются у девочек. Например, спортивные достижения, интерес к авто или мото технике, увлечение физикой или математикой, логическое, проблемно-ориентированное мышление больше ценятся в мужчинах, чем в женщинах. Любое чувство гордости достигнутым у женщин с подобными характеристиками может инвалидироваться окружением. Еще хуже, когда эти способности, которые ценятся в мужчинах, не сопровождаются интересами и талантами, которые ценятся в женщинах (например, забота о себе и своей внешности, ведения домашнего хозяйства). В такой ситуации девочка не только не вознаграждается за те способности, которые у нее есть, но и подвергается наказанию за проявление «поведения, несвойственного девочкам» или за неспособность вести себя «женственно». Когда поведение ребенка привязано к свойствам темперамента, это создает еще большие проблемы. Например, нежность и женственность или эмоциональность, заботливость и подобные качества входят в число наиболее ценимых составляющих «женственности», поэтому подобные особенности не ассоциируются с «трудным характером». Для девочки, наказанной за проявление качеств, несоответствующих культурному идеалу поведения женщины, жизнь должна быть особенно трудной, если у нее есть брат, который за такое поведения не наказывает, или сестра, для которой «женственное» поведение является вполне естественным. Несправедливость подобных ситуаций воспринимается очень остро. Окружение вне дома мало способствует нормализации положения, поскольку там доминируют те же самые культурные ценности. Трудно представить, как такая девочка может вырасти и не думать, что с ней что-то не в порядке. В моем клиническом опыте именно такая ситуация характерна для пациентов с ПРЛ(Пограничное расстройство личности). Я удивляюсь большому количеству пациенток, обладающих талантами, которые высоко ценятся у мужчин – например, умение разбираться в технике, заниматься интеллектуальными играми, однако не ценятся у женщин. Часто лечатся только женщины, и как правило тема обсуждения во время групповой терапии в ПРЛ (Пограничное расстройство личности) трудности, пережитые в детстве, которые были вызваны тем, что интересы пациенток больше соответствовали нормам мужского поведения, чем женского. Еще одна общая особенность пациенток с ПРЛ (Пограничное расстройство личности) – в их семьях больше ценили мальчиков, чем девочек. И часто, у мальчиков была больше свобода действий, им предоставляли больше привилегий и меньше наказывали за поведение, которое создавало много проблем для девочек. Хотя сексизм – это безусловный факт, его связь с ПРЛ в том виде, в каком тут изложен, строится на субъективных умозаключениях.


Может ли невроз пройти сам?

Начнем с того, что невроз - это не болезнь в традиционном понимании. Да, если говорить о классификации ДСМ, то это болезнь, имеющие свои симптомы и критерии, но все же мы говорим о функционально обратимых синдромах, в патогенезе которых явно прослеживается эмоциональная составляющая. Эмоции создаются определенной ЛИЧНОСТЬЮ, а также ее взгляду на себя и мир. Таким образом, справедливо утверждать, что невроз - это эмоциональное расстройство, обремененное функциональной дисфункцией органов и систем организма, вследствие особенностей реагирования и функционирования личности в среде. 

Так может ли невроз пройти сам? Правильнее задаться вопросом: «А может ли личность измениться сама?». Ответ и «да» и «нет». Давайте обсудим в каких условиях это реально, а в каких нет.

Попробуем объяснить коротко и просто. 

  1. Если причиной невротической реакции была ситуация, возникшая в жизни человека, которая попала, как точный выстрел, в уязвимые части личности, и эта ситуация в течение времени сама собой разрешилась, то человек, скорее всего, сам восстановится и продолжит жить, как прежде.

 Но с большой вероятностью, если случатся схожие события, то он опять может отреагировать невротической реакцией. Иными словами, личности нужно разобрать, что привело ее к такой реакции в данной ситуации, чтобы не повторить те же самые ошибки. Есть люди, которые могут это сделать сами, но большинству требуется помощь специалиста. 

В таком случае, терапия не займет много времени, это будет что-то в виде работы над ошибками. 

  1. Если ситуация попала, как снайперский выстрел, и человек остался жить в этом контексте, то расстройство может затянуться. Как правило, затягивание связано с решениями в жизни, которые меняют весь образ жизни в целом. Например, замужество, рождение детей, переезд, затянувшиеся отношения. Человек начинает жить в хроническом эмоциональном состоянии. 

В таких случаях просто так это не проходит. Придется разбираться со специалистом и откровенно анализировать: после чего все началось и что происходит сейчас, а также учиться находить решения, и брать на себя ответственность. Может ли человек — это сделать сам? Как правило, нет. В таких ситуациях симптом выступает как отвлечение от сути проблемы по принципу «Лучше я буду ходить по врачам и искать в себе заболевание, чем посмотрю правде в глаза, потому что не знаю, что делать с правдой». 

  1. Есть люди, у которых личность с юности, уже, скажем так, имеет особенности, и на большинство событий реагирует патологической тревогой. Обычно, это те самые Пограничные расстройства личности. Человек хронически смотрит на себя или реагирует на события слишком эмоционально. 

В таком случаях, данное эмоциональное расстройство становится частью его личности. Например, ОКР с юности, истерические требования и припадки, патологическая ревность, генерализованное тревожное расстройство и нарциссическое расстройство личности. Как правило, сам человек мало критичен и без специалиста ему не разобраться. Даже со специалистом не всегда можно помочь быстро и эффективно. Придется проделать большую работу, возможно, даже подключая дополнительных смежных специалистов. 

Может ли личность измениться сама? 

Да! Для этого требуется: 

- события в жизни, изменившие ценности;

- время и возраст;

- окружение и среда проживания;

- наличия самообразования и само рефлексия;

- склонность к саморазвитию и анализу;

- мотивация работать над своими эмоциональными состояниями.

Личность меняется согласно жизненному опыту, но, в подавляющем количестве случаев, самостоятельно это могут сделать лишь 1 невротик из 100.


Про аборт

 

Я мать своих детей! Но это не точно, прошептала она…

Прогуливаясь по осенней тропинке в черных высоких ботфортах, по мокрому парку, моросил дождик, грустная и немного расстроенная. Шла, опустив голову, медленно шагая по любимому парку. "Вам плохо?!" раздался знакомый голос, где-то рядом. Голос был с вопросом и при этом утвердительный, удивилась она. " Да уж, и не поспоришь..." ответила женщина, медленно поднимая заплаканное лицо и пытаясь найти собеседника. Рядом стоял на удивление очень приветливый и сияющий мужчина. мило улыбался!  Как он может улыбаться, когда мне так хреново, подумала она. "Вам так хреново, потому что вы не можете найти второго ребенка." как будто прочитал в ее глазах этот приветливый человек. "Вы не правы! ответила женщина, "Моя у Бабушки дома, делает уроки!" сказала с небольшим раздражением она.

"Геля? Да, но она живая.

"ЧТО?" возмутилась женщина, "Что значит живая?"

"Она живая, рожденная, а вторая даже не родилась"

Женщина открыла рот и молчала, ошарашенно глядя на улыбающегося мужчину. Откуда он знает, это было правда недавно, но я же никому не рассказывала.

"Вы кто?" спросила она.

"Это не важно!" ответил он

"Главное, что вы мама не одной, а двоих деток!"

"И как такое возможно?" спросила женщина.

"Так работает БОГ, одна родилась, а вторая нет, но деток у вас двое! И проблемы ваши, от которых вы так плохо себя чувствуете, от части от того, что вы не приняли вторую!"

"И как это сделать?" спросила она

" Купите саженец любого дерева и посадите во дворе. Поливайте, ухаживайте, и растите как свое дитя, можете даже дать имя. И все изменится!"

"Спасибо вам", хотела сказать женщина, но уже никого не было вокруг, мужчина исчез...

"Ваш счет, девушка!" вывел из воспоминаний женщину официант ресторана, в котором она любила обедать.

"Благодарю!" ответила она и оставила щедрые чаевые.

Как я люблю погружаться в замечательные воспоминания в тени чудесных деревьев в том парке, подумала она... Жизнь прекрасна, и она продолжается!

 


Преимущества и недостатки старых и новых паттернов поведения и убеждении

Классический метод, используемый для оценки потенциальной полезности и ожидаемого эффекта применения новых паттернов поведения и убеждении, предполагает ее анализ с разных точек зрения. Обычно эта стратегия включает в себя разбор преимуществ и недостатков как старого, так и нового поведения. Когда клиент начнет задумываться о перспективе изменения своих убеждений, он, скорее всего, будет видеть в старом поведении исключительно недостатки, а новая будет представляться ему более адаптивной. Поэтому на этом этапе замедляемся и разбираемся со всеми преимуществами и недостатками обоих вариантов. Согласно когнитивной модели, развитие убеждении связано с прежним опытом клиента: именно старые паттерны поведения и убеждения раньше помогали ему осмыслять мир. Таким образом, даже самые дисфункциональные и ущербные паттерны поведения и убеждения вероятно, «имели смысл» и были адаптивными в прошлом. Найти преимущества негативных убеждений обычно не так уж трудно. Например, клиентка, уверенная в том, что ее нельзя любить, может и не пытаться искать новые отношения, так она не рискует «быть отвергнутым». Клиент, считающий себя неудачником или ущербным, трансформирует эту мысль в отвержение, которое ему довелось пережить. Перфекционистка использует свои паттерны поведения для объяснения постоянных разочарований в других людях, которые ее «постоянно подводят». С другой стороны, у любого, даже самого привлекательного альтернативного убеждения есть своя цена, например клиентка с убеждением «Недостойная любви», начав оспаривать свое убеждение, должна пойти на риск, начать пробовать отношения, и возможно пострадать в отношениях. Ущербный клиент должен научиться видеть свои позитивные качества и ответственность за успех (или неудачу) в социальных отношениях. Преодоление перфекционизма будет отчасти связано с готовностью выносить несовершенства в себе и других. Все эти изменения ­предусматривают напряжение и не дается клиентам легко. Это имеет смысл заранее проговорить: любые изменения связаны с рисками, но в будущем они могут привести к позитивным результатам. Я также обращаю внимание клиентов на тот факт, что в разное время у обеих схем могли быть разные преимущества и недостатки.

Преимущества старых убеждении, вероятно, будут относиться к прошлому, а в настоящее время они приносят больше негатива. Новые и более адаптивные схемы, возможно, связаны с рядом недостатков в краткосрочной перспективе, зато с лихвой окупятся в будущем.


Кодекс невротика

Американскому психиатру психотерапевту Аарону Беку приписывают создание некого «кодекса невротика». Пройдитесь по пунктам – может узнайте себя? Если узнали в половине пунктов, добро пожаловать в семью невротиков...

 

  1. Чтобы быть счастливым, я должен быть удачливым во всех начинаниях.
  2. Чтобы я чувствовал себя счастливым, меня должны любить и принимать всегда.
  3. Если допустил ошибку? Значит, я глупый.
  4. Не достиг вершины? Значит, потерпел поражение.
  5. Хорошо быть популярным, известным и богатым, а быть обычным и посредственным ужасно.
  6. Моя ценность как личности определяется тем, что обо мне думают другие.
  7. Я не могу жить без любви. Если меня не любят, значит, я ни на что не годен.
  8. Если кто-то со мной не соглашается, значит, он меня не любит.
  9. Я должен:
  • быть щедрым, тактичным, благородным, мужественным и красивым;
  • справляться с любыми затруднениями легко не теряя самообладания;
  • быть идеальным любовником, другом, родителем, учителем, студентом, супругом;
  • быстро решать все проблемы;
  • все знать, понимать и предвидеть;
  • всегда владеть собой и управлять своими чувствами;
  • считать себя виновным в любой ситуации (я не имею права причинять боль никому);
  • всегда быть на пике эффективности, никогда не испытывать усталость и боль;
  • всегда быть счастливым и безмятежным и никогда не страдать.

 

Элементы эмоциональных нарушении:

страх ошибки

страх неопределенности

страх произвести плохое впечатление (страх последствии)

 

Грехи Невротика:

Не ошибиться

Нравиться всем

Не жалеть

Не проигрывать

Всегда знать точно

Не тревожиться

Не испытывать сложностей

Контролировать то, что нельзя или не нужно


В чём причины наших тревог

Начнем с того, что у нас нет возможности воздействовать на других людей, все люди живут в своем мире, страданиях, мечтах, заблуждениях, иллюзиях, и главное в иррациональных верованиях или убеждениях, поэтому важное, что нужно понять, что именно поломалось, и когда начинаем разбираться находим что у нас есть иррациональные мысли и то что у нас может сбоить, от части многие вещи связаны с чувством небезопасности, так как эволюционно миллионы лет люди жили в небезопасности, и люди самый тревожный вид из всех биологических видов. Вспоминая наше детство, не будите спорить, что детстве мы все зависели от других, взрослых людей, родителей и окружения, будь то садик, школа, ВУЗ, друзья и т.д. При этом возникает психологическая зависимость, и это с одной стороны естественно, но при этом нужно помнить, что наш мозг зреет долго, в отличии от Шимпанзе, которые рождаются уже зрелым мозгом, у нас людей самое долгое, зависимое от окружения детство из всех животных. Поэтому с детство нас всегда страхуют родители, начиная с песочницы во дворе, бабушки, воспитатели и учителя.

И вот наши базовые тревоги могут быть спровоцированы некими внешними факторами, которые мы даже не осознаем. Даже когда вы узнаете, о том что кто-то из вашего окружения погиб, от одной этой мысли у многих инстинкт самосохранения повышается до очень высокого уровня, прислушивайтесь к своему организму, что-то где-то кольнуло, то тут болит, то там, и начинайте беспокоится за свое здоровье, все вокруг контролировать, в машине, в поезде, в самолете, хотя как вы понимайте, это контролировать 1.не возможно и 2.не нужно.

С другой стороны, у нас есть потребность, что нас уважали, ценили, считали правыми, к нам прислушивались, так как мы социальные животные, и часто испытываем травму, если не чувствуем поддержки, при чем в любом возрасте.

Теперь представьте, что вас по службе обошел человек, у которого нет больше достоинств, чем у вас, а просто по каким-то другим причинам, и такая несправедливость вас как минимум травмирует, а бывает ваш Неокортекс вам шепчет, что-то пошло не так, есть причина для беспокойства, и вас начинает (как говорят мой клиенты) накрывать или выносить. Туда же личные отношения, нам очень важно чувствовать себя любимыми и любящими, и то и другое, у многих вызывает тревогу даже если его любят, а он в ответ нет, потому-то возникает внутреннее напряжение и дискомфорт, неудовлетворенность собой. И во всем этом нужно разбираться, и поверьте мне в большинстве случаев причины тревоги лежат не там, о чем вы тревожитесь, она как правило глубже, и причина этому и ваш опыт, и ваши ожидания, и фрустрированные потребности, если хотите. И это состояние формирует у вас некую доминанту, которая двигает ваш мозг. И получается, что мы большую часть своей жизни боремся с ветреными мельницами и расстраиваемся, что победы не видно, потому что мы принимаем монстров/основные причины нашей тревоги за ветреные мельницы, а настоящих проблем не видим, и это то что важно найти в себе. С этого и начнётся позитивные перемены в вашей жизни, в эти моменты нужно остановится и осознать, что на самом деле для вас важно. Многие наши желание спрятаны под Неокортексом, и понять их очень сложно, и нужно применить инструмент что-бы прояснить наши истинные желания. Вот почему нам нужен другой человек, специалист, психолог или психотерапевт, называйте как хотите, что-бы во всем этом разобраться, и в финале хочу сказать, не думайте, что у нас есть наш мозг, это мы есть у нашего мозга.

 


Хвалим клиента

Деятельность, направленная на ощущение мастерства, часто оказывается важнее и полезнее, чем просто приятные действия. Хотя приятные занятия могут на время улучшить настроение, ощущение мастерства влияет не только на эмоциональное состояние, но и на восприятие самоэффективности и позволяет постепенно скорректировать убеждения человека о себе. Когда клиент выполняет задание, которое казалось ему невыполнимым, он получает неопровержимое доказательство своей компетентности! В такой ситуации выше вероятность, что он припишет успех себе, а не обстоятельствам, в результате чего по завершении деятельности, направленной на формирование ощущения мастерства, почувствует больший контроль над происходящим. Кроме того, клиент выполнит действие, которое и так требовалось совершить (например, оплатит счета или позвонит кому-либо). После выполнения нескольких таких заданий перестанет казаться, что их слишком много и они чересчур сложны.

Многие клиенты жалуются на прокрастинацию, особенно в связи со сниженной энергичностью, мотивацией или плохим настроением. В таких случаях полезно заранее прописывать небольшие конкретные шаги или использовать правило «антипрокрастинации». Правило предполагает, что перед началом выполнения конкретного задания клиент ставит таймер на 30 минут, по истечении которых прекращает начатое. Такой подход увеличивает вероятность того, что клиент возьмется за дело и ему не будет казаться, что задача слишком сложная. Действие, занимающее всего 30 минут, обычно воспринимается как выполнимое, поэтому в инструкции к нему следует проговорить, что продолжать выполнение задания после того, как прозвенит будильник, нельзя, хотя многим захочется. При использовании данной стратегии нужно выбирать задания, которые легко завершить или в значительной степени выполнить за короткий период времени (например, совершить телефонный звонок, вымыть раковину, разобрать посудомоечную машину). Стратегия также помогла клиентке, которая прокрастинировала над написанием дипломной работы: сама мысль об объеме стоящих задач действовала на нее подавляюще. Но стоило посвятить буквально 15 минут на компьютере открытию файлов, организации статей и планированию расписания работы, как тревога отступала.


Методики поведенческой активации

Методики поведенческой активации изначально разрабатывались для лечения депрессии, потому что большинство клиентов с подавленным настроением не получают достаточного подкрепления в своей обычной среде. Снижение активности приводит к тому, что подкреплений в их жизни становится еще меньше, уменьшается количество источников возможного удовольствия, социальной поддержки и социального подкрепления. Мне доводилось работать с огромным количеством клиентов, которые становились менее активными из-за депрессии, тревоги, хронических заболеваний и боли. Снижение активности обычно дает краткосрочное облегчение, но в долгосрочной перспективе создает больше проблем, чем решает. В число этих проблем входит ухудшение настроения и снижение ощущения собственной ценности, из-за которых, в свою очередь, учащаются случаи избегающего поведения, усиливается тревога об избегаемых ситуациях и чувство изоляции, падает продуктивность.

Снижение активности бывает связано и с использованием негативного копинга: увеличением количества потребляемой пищи, отказом от физических упражнений, нарушением режима сна или злоупотреблением психоактивными веществами. Если человек в состоянии депрессии проведет день дома в одиночестве, количество самоуничижительных мыслей в его голове скорее увеличится, нежели уменьшится. Страхи тревожного человека в аналогичной ситуации тоже лишь усилятся, а количество условий, в которых он будет чувствовать себя комфортно, наоборот, сократится. Физическая форма человека с хронической болью от сидения дома ухудшится, он будет меньше двигаться и ощущать себя физически неполноценным. Проявления деструктивного поведения людей с само разрушающими привычками (вырыванием волос, курением, компульсивным перееданием или шопингом) от снижения активности учащаются. Даже если близкие критикуют их за пассивность и предлагают повысить активность, без структурирования повседневности им сложно следовать этому совету. Задача кажется слишком сложной, они будто не способны делать то, что раньше наполняло жизнь смыслом, а в итоге чувствуют стыд и другие негативные эмоции. Может возникать ощущение, что они — бремя для семьи, членам которой приходится брать на себя ответственность за того, кто остался дома. Печальным исходом данной последовательности событий часто становятся межличностные и семейные конфликты.

К видам деятельности, дающим ощущение развитие навыков мастерства, можно отнести 10-минутную физическую тренировку, приготовление полезной еды на обед, стирку вещей, оплату счетов или выполнение домашнего задания для психотерапии. Многие виды деятельности объединяют оба аспекта — и удовольствие, и ощущение мастерства. К таковым можно отнести общение с друзьями по телефону, игру с детьми, просмотр образовательного телешоу, организацию загородной прогулки. Я часто использую пример приема пищи: чтобы приготовить еду, нужно сначала решить, что готовить, купить необходимые продукты и приготовить блюдо; все это дает ощущение мастерства, а употребление приготовленной еды приносит удовольствие. В то же время чистка ванной даст только ощущение мастерства, а употребление качественного шоколада — одно удовольствие.

Создаем для клиента список простых конкретных действий. Если кому-то будет сложно придумать действия для поведенческой активации, поинтересуйтесь, что приносило человеку удовольствие в прошлом. Некоторые клиенты при обсуждении говорят, что могли бы кому-то помочь; возьмите это предположение за основу для дальнейшего обсуждения и соберите идеи о том, что полезного они могли бы сделать. Имеет смысл также составить список действий продолжительностью около 10 минут, которые можно совершить, не выходя из дома. Внимательно нужно отнестись к возможным препятствиям для осуществления поставленной цели, в том числе связанным с затратами и удобством. Так, покупка дешевой фитнес-программы на другом конце города едва ли даст желаемые результаты; намного вероятнее, что у клиента получится раз в день гулять в течение 10 минут. Пусть он делает небольшие шаги, сложность которых увеличивается по нарастающей, и отмечает свои действия до тех пор, пока те не войдут в привычку. Пусть каждый предыдущий шаг станет фундаментом для следующего. Каждое новое действие должно быть чуть сложнее, чем, по мнению клиента, он способен сделать, но не настолько сложным, чтобы клиент потерпел неудачу. Важно, чтобы завершение каждого нового этапа воспринималось им как успех. Даем вербальное положительное подкрепление действиям клиента и, если возможно, помогаем ему самому положительно оценивать свои усилия. Стараемся помогать клиентам трансформировать функцию поощрения за завершение поведенческого задания (например, хвалить себя). Предлагаем судить об успехе по приложенным усилиям, а не по результатам. Эта рекомендация актуальна для всех стратегий изменения поведения. Прежде чем определяться с конкретным поведенческим заданием, убеждаемся, что у клиента есть необходимые навыки и ресурсы для совершения запланированных действий.

Недавно одна клиентка, которая несколько недель не могла проверить электронную почту, потому что ее компьютер не работал. Она пыталась разобраться, как его починить, так как стеснялась обратиться к мастеру. Специалиста нужно было бы вызвать на дом, а клиентке казалось, что у нее дома хаос и беспорядок. У нее возникали автоматические мысли о том, что мастер ее осудит; однако необходимых технических навыков для самостоятельной починки компьютера у нее не было. Поэтому психотерапевтические интервенции были сосредоточены на приведении дома в порядок, чтобы клиентка смогла, наконец, вызвать мастера и почувствовать себя лучше. На этом этапе лечения ее убеждения, связанные с вероятным осуждением со стороны, не затрагивались; к ним в терапии вернемся позднее. К позитивным последствиям совершения этих действий также относилось получение доступа к компьютеру.

Для крайне неактивных клиентов и тех, чьи симптомы негативно сказываются на мотивации и уровне энергии, подбираем задания, содержанием повышающие шансы на успех. Некоторое клиенты говорят, что их активность повысится, когда увеличится мотивация и ощущение энергичности. Показываем им, что мотивация и энергичность являются следствием увеличения активности, а не наоборот. Однако вместо того чтобы спорить с клиентом, я использую этот повод для проведения поведенческого эксперимента. Путь сам клиент придумает задание, которое позволит проверить, как малое увеличение активности повлияет на уровень энергии, мотивацию и интерес. Предлагаем клиентам оценивать уровень своей энергичности (по шкале от 1 до 10) до,

во время и после терапевтической сессии. Можем прямо на сессии предложить клиенту выполнить действие, предполагающее некоторый уровень мастерства, а затем оценить, будет ли различаться его ощущение собственной эффективности до и после встречи. Например, клиент может обучить вас чему-то, в чем разбирается лучше, или продемонстрировать физическое упражнение, которое ему комфортно выполнять. Выполняется это задание с целью продемонстрировать клиенту, что увеличение активности приводит к росту мотивации.


Предотвращение рецидивов в Психотерапии

Предотвращение рецидивов — финальная часть в Психотерапии, подразумевающая, что ситуация клиента с проблемами или симптомами улучшилась благодаря взаимодействию со специалистом. Предотвращение рецидивов включает в себя анализ пройденного лечения, разработку плана на будущее, обсуждение чувств клиента и позицию терапевта относительно завершения терапии. В некоторых случаях предотвращение рецидивов может считаться неотделимым от терапии, например, когда клинические проблемы являются хроническими или возникают периодически. Однако как правило этот процесс занимает последние пару сессии. Клиентам, которые проходили в терапию на длительное время в связи с хронической или тяжелой природой своего состояния, здесь может потребоваться больший объем помощи. В идеале по окончании взаимодействия у психотерапевта и клиента должно возникнуть ощущение завершенности. Поэтому, в процессе завершения терапии стоит говорить о вероятных рецидивах. Это поможет сформировать реалистичные ожидания от будущего и обсудить, как клиенту справляться с проблемами. Отличную возможность отработать это умение дают отклонения, которые происходят непосредственно в процессе терапии. У клиента может возникнуть желание на какое-то время прекратить выполнять терапевтические упражнения после завершения терапии. На практике это решение оказывается не самым мудрым: использование освоенных стратегий еще не доведено до автоматизма. А значит, отказ клиента от использования методов самопомощи в некоторой степени может отражать избегание. Нужно обсудить, как использование терапевтических стратегий сочетается с целями и желаниями клиента. У всех людей есть определенные, запускающие негативные реакции на триггеры или ситуации, справиться с которыми до психотерапии не получалось. Клиенты выявляет их, приходя на психотерапию. Нужно также обсудить, какие стратегии совладания клиент будут использовать по завершении терапии. Нужно стимулировать самостоятельные попытки клиента справиться с триггерами — это укрепит ощущение само эффективности и уверенности в себе. Не менее важно определить «тревожные звоночки» рецидива и наметить стратегию действий в случае их возникновения. Для некоторых предупреждениями о необходимости обратиться за помощью, могут стать нарушения сна, возбуждение и ощущение, что их переполняют эмоции. Можно составить личный список «звоночков» и прописать стратегии для каждого нежелательного признака и симптома, основываясь на проведенной терапии. При желании клиент может хранить этот список в легкодоступном месте и обращаться к нему по мере надобности. Кроме того, клиент может обратиться к нам за дополнительной консультацией: позвонить по телефону или написать электронное письмо, чтобы эффективнее справиться с проблемами сразу после их возникновения.


Кейс с депрессии и тревогой

Недавно закончил работу с клиенткой по имени М. женщина в возрасте 33 года, которая демонстрировала продолжительные депрессивные симптомы и искренне боялась, что не сможет с этим справиться. До того, как у М. началась депрессия, она работала преподавателем в школе. На момент начала лечения она взяла на работе отпуск, и не могла выполнять дела по дому. Ко мне ее направила клиника, где она ранее лечилась от депрессии. Вероятность возникновения зависимости была на лицо и отмечена в направлении из клиники. Психотерапия медленно действовало на симптомы М., и она постоянно искала поддержки еще в клинике и спрашивала у врачей: «Как вы думаете, мне станет лучше?» и «Что будет если не проходить психотерапию?»

Из-за суицидальных мыслей и острого дистресса М. изначально приходила на консультации дважды в неделю. Родители М. переживали из-за, что она может заняться самоповреждением и что лечение долго не даст результатов, но постепенно состояние М. улучшилось, количество сессий сократили до одной в неделю. Она пережила пару срывов и остро реагировала на любые стрессовые ситуации или угрозу регулярности сессий (например, мой отпуск). Длилась ее терапия достаточно долго (более 25 сессий), саморегуляция тоже формировалась дольше обычного. Я думал, как клиентка среагирует на завершение лечения, и задавался вопросом, нет ли у М. зависимого расстройства личности. Однако по мере исчезновения депрессивной симптоматики личность М. стала раскрываться с новой стороны. Постепенно М. стала демонстрировать уверенность в улучшениях и способность сохранить достигнутые результаты. И хотя она все равно старалась получить от меня поддержку и утешение, активно участвовала в сессиях, шутила и выражала стремление жить дальше. Ближе к завершению терапии М. смогла найти в себе склонность к поиску поддержки и опоры и освоила навыки самопомощи. То, что изначально выглядело как симптомы зависимого расстройства, на самом деле было лишь отражением острых переживаний клиентки и ощущения крайней уязвимости.


Образ нового себя

Мы говорили о том, что важная часть работы по изменению поведении заключается в сопоставлении старых убеждений, их влияния на жизнь клиента с новыми убеждениями и их предполагаемым воздействием. Для начала следует как можно точнее назвать схему поведения - это позволит клиенту максимально полно и ярко представить ее воздействие. Эффект освобождения от старых мыслительных и поведенческих привычек иногда возникает даже после простого представления новой схемы поведения; такая реакция помогает подойти к следующим процессам с большей мыслительной гибкостью.

Есть простой способ помочь клиенту представить, как могла бы измениться его жизнь: спрашиваем, какие сферы жизни их не устраивают и что хотелось бы изменить. Затем пробуем сопоставить эти идеи и проблемы, которые всплывали в терапии ранее, — помогаем клиенту увидеть, к каким результатам могут привести изменения. По-хорошему, ему стоит самому сформулировать такие идеи, но если сделать клиенту это не удается, подсказываем ему источники для вдохновения, например, книги или фильмы.

Также пробуем сами предложить что-то клиенту, но уважительно относитесь к его праву делать самостоятельный выбор. Так, он может решить прочесть биографию человека, совершившего поразительные поступки, несмотря на пережитую трагедию, или биографию персонажа, которому пришлось преодолеть стыд или осуждения, чтобы раскрыть свое истинное я, или еще какое-то интересное произведение, посвященное возможностям трансформации, когда главная героиня в подходящих обстоятельствах находит в себе силы измениться.

В любом случае все положительные изменения в жизни, из своего опыта, происходит через дискомфорт, вопрос только в его размере и как вы его переносите.


Тактика в терапии действуем «как будто»

Действовать «как будто» Эта интервенция похожа на поведенческий эксперимент, хотя в некотором смысле заходит еще дальше. Клиенту предлагается попробовать вести себя так, как будто у нее есть «Волшебная палочка» и месяц она сможет жить по-новому, то есть иначе, будто новая схема полностью усвоена и нашла свое место в системе убеждений. По смыслу это упражнение близко к поговорке «пробуй и притворяйся, пока у тебя не получится». Впрочем, к сожалению, у поговорки есть обратная сторона медали. Так что можно использовать фразу «делай как можешь, пока не почувствуешь, что действительно можешь». Для начала обсуждаем с клиентом его мысли, чувства и действия, связанные со старой схемой, а затем сопоставляем их с разными проявлениями предполагаемой новой схемы. Кроме мыслей, чувств и форм поведения, можно коснуться очень разных аспектов, от одежды до стиля жизни, карьеры и социальных сетей. Обсудив всевозможные области проявления изменений, предлагаем клиенту в качестве эксперимента на протяжении определенного времени попробовать пожить так, будто она уже верит в новую схему. Творческий подход, воображение и открытость новому опыту сделают данный поведенческий эксперимент веселым и раскрепощающим для клиента. Обычно применение техники «как будто» предполагает изменения сразу в нескольких сферах. Столь масштабные перемены могут заметить в том числе окружающие люди. Имеет смысл обсудить эту перспективу заранее, предупредить клиента о возможности услышать комментарии и критику от других. Кому-то даже придется ощутить на себе силу социального давления, подталкивающую к возвращению в привычную колею. Подобные реакции со стороны окружающих позволят понять, кто готов поддержать позитивные изменения в жизни клиента, а кто — нет. С другой стороны, произошедшие с клиентом изменения могут остаться незамеченными; отсутствие реакции тоже способно быть источником полезной информации. Иногда новое поведение кажется настолько некомфортным, что старые привычки буквально тянут обратно: сила данного импульса будет соответствовать силе старой схемы.

Приведем пример использования техники действия «как будто» из практики. Проблемы клиентки были отчасти связаны с низкой самооценкой в личных отношениях и потребностью получать внимание от мужчин. Хотя женщина была вполне успешна в профессии, она часто отвечала согласием на знакомство и в последствии приставания мужчин и оказывалась в сексуальных ситуациях, в которых чувствовала себя униженной и о которых после жалела. Тем не менее по мере приближения выходных старые схемы заставляли ее чувствовать отчаяние и острую потребность найти партнера. Конечно, когда она временно принимала ухаживания от мужчин, не устраивавших ее в действительности, долгосрочные отношения не складывались. В терапии обсудили, как могло бы измениться ее поведение, если бы она руководствовалась иными схемами. В обсуждении в том числе затронули ее социальное поведение; людей, с которыми она общалась; ее манеру одеваться и даже конкретных спутников. Затем обсудили, чем она могла бы заниматься, если бы не ходила в бар для привлечения мужчин: клиентка сказала, что хотела бы сделать ремонт в своей квартире, чтобы освежить свое жилое пространство, а также вернуться к приятному хобби, которое забросила. Женщина согласилась попробовать в течение месяца жить так, будто ей не нужна любовь мужчины, чтобы чувствовать себя полноценной. Она изменила социальные привычки (на что получила в том числе негативную обратную связь), переделала стены в нескольких комнатах, чем осталась довольна, и записалась на курс, связанный с хобби. Иногда женщина чувствовала себя одиноко и хотела прекратить эксперимент, но держалась. По прошествии месяца клиентка сообщила, что гордится своей стойкостью, чувствует себя более полноценной и способной позаботиться о себе. Ей по-прежнему хотелось построить отношения, однако она поняла, что старая стратегия в этом вряд ли поможет. Психотерапия на этом не закончилась: дальше требовалось разобраться с деталями новой схемы и спланировать ее внедрение в жизнь. Тем не менее в месяц, проведенный «как будто», проблема была решена — клиентка сделала важный шаг по изменению своей жизни.


Психология - это наука?

Наша жизнь не сводятся к точкам на графике или средним арифметическим расчетам. Она представляет собой историю про осознание, переосмысление вещей и постоянно меняющиеся мировоззрение. Мы в наибольшей мере воспринимаем то, что слышим в форме повествования.

Психология и связанные с ней области представляют собой огромное разнородное поле, охватывающее изучение как единичных синапсов, так и больших групп людей. Можно выбрать несколько экспериментов, основываясь на мнениях коллег и своих собственных вкусах, — те, которые ставят самые главные вопросы и смело ищут на них ответ.


Выявление убеждении

Интервенции, выстроенные на практиках принятия, например основанная на осознанности в КПТ, включают в себя обучение клиентов распознавать, но не реагировать на негативные мысли и переживания. Такая работа тоже отражает изменение обработки информации клиентом, то есть его мыслей о мыслях.

Существуют разные способы выявления убеждений и схем в тера­пии. Мы уже подчеркнули, что на ранних этапах концептуализация в КПТ (когнитивно-поведенческой терапии) предполагает формулировку консультирующим специалистом гипотез о том, какие глубинные убеж­дения и схемы делают клиента уязвимым к проблемам, с жалобами с которыми он обратился.

В КПТ принято разделять мысли, относящиеся к конкретной ситуации, и более стабильные глубинные убеждения. В подавляющем большинстве случаев, если клиент озвучивает мысль, которая не относится к конкретному моменту или ситуации, а скорее отражает какую-то стабильно возникающую тему размышлений, вы имеете дело с глубинным убеждением. Будучи психотерапевтом, заинтересованным в нахождении повторяющихся тем, вы наверняка будете время от времени замечать их в рассуждениях клиента и вносить в концептуализацию. В ходе взаимодействия с кли­ентом мы часто ищем мысли, напрямую связанные с его восприятием себя и повторяющиеся в разное время и разных ситуациях. Нужно обращать внимание на повторяющиеся темы в высказываниях клиента, потому что они помогают подтверждать изначальные гипотезы. Но и на доказательства, их опровергающие, тоже не надо закрывать глаза, чтобы не делать преждевременные вы­воды о природе и степени выраженности схем клиентов. Кроме того, не забывайте, что глубинные убеждения могут отражаться в паттернах эмоциональных и поведенческих реакций. Например, клиент, который постоянно злится или страдает от социального избегания, скорее всего, имеет определенные убеждения, которые и предопределяют реакции. Наконец, те, кто снова и снова оказываются в похожих ситуациях (например, раздражают окружающих), часто совершают поступки, основанные на собственных верованиях, которые и вызывают у окружающих определенные реакции.


Тревога во время СВО

   

     Я очень хорошо понимаю, как многие напуганы, кто-то пытается уехать, возможно продать все, что есть, а кто-то купить билет в один конец куда-то. Я смотрю и читаю разные медиа и вижу эти панические настроения. Уверен нужно сказать, никому никаких советов, каждый сам решает где жить, во что верить, кого любить и чем заниматься и руководствоваться. Но в такие сложные времена я бы хотел сказать о том, как тревога и паника овладевает многими. 

    Сейчас вами руководит инстинкт самосохранения. Мозг показывает образы печального будущего. От этого возникает ощущение надвигающейся волны, от которой хочется бежать и спрятаться. Да, вы имеете на это полное право, но тем самым нарушаете привычный уклад вещей в своей голове. Мозг привык работать по понятному и стабильному плану, и все, что отклоняется от привычной траектории вызывает у мозга крайне тревожные чувства.

Вспомните первый карантин при Covid-19 в 2020г, и вспомните, что было во второй лог Даун в 2021г? Все адаптировались. Мой знакомые клиенты из Украины сказали мне примерно одно и тоже: «Сначала паника, растерянность, потом приходит принятие, и ты уже не обращаешь внимание на изменившиеся условия жизни». Одним словом, нам всем нужно время на адаптацию. Это будет не просто, но наш мозг эволюционировал не зря. 

Помните, что паника и тревога отключает разум, логику, прагматичность. Как бы ни странно это не звучало, нужно сохранить максимальную трезвость и не поддаваться панике. Иначе вы начнете совершать ошибки и действия, за которыми следует сожаление. 

Нет упражнения не поддаваться панике. Каждый будет сам находить в себе веру, надежду и философию, некую основу, на что сможет опереться. Для кого-то это судьба, карма, миссия если хотите, Божья воля, философия и так далее. Опишу те критерии, на которые буду опираться лично я сам. Вспомним, что в нашей власти, а на какие действия и события повлиять невозможно, а также какие риски есть при тех или иных исходах. Я лично буду делать все от меня зависящее, каждый день, а завтра действовать по обстановке. Буду помогать людям, писать посты. У меня обязательства перед командой, сотрудниками и клиентами, и я не могу просто взять и улететь даже в Тбилиси, от куда родом, хоть и физически имею такую возможность, но я не улечу, сейчас нет желания. Я опираюсь на правду и честность с собой и предан своим взглядам, которые говорят о том, что ведущий стоит у руля до последнего. Я верю только в победу и успех. Я верю в себя и в парней любящих свою страну и в то, на что могу влиять, и никогда паника не сможет помочь в этом. Убежден, что всё происходящее делает нас только сильнее. Как не сейчас мы получаете бесценные уроки стрессоустойчивости, которые редко можно пройти в жизни. Сохраняйте рассудок и поступайте так, как требует ваше внутреннее состояние. Если внутри Вас голос «бежать из страны без оглядки или критиковать власть из Дубая или Стамбула», то это ваш выбор, но тогда, что у вас внутри? загляните в себя, там должно быть пустота... Мы все нужны здесь и сейчас своей стране, своим родителям, своим друзьям и семье с кем мы делим жизнь, словом и делом...


Проблемы возникающих в процессе терапии, и способы их решения.

Наши клиенты озвучивают нам разные негативные мысли; задача выбрать те из них, на которых следует сосредоточиться, и это может оказаться не простым делом. Конечно, полезнее фокусироваться на мыслях, потенциально связанных со снижением настроения или дисфункциональным поведением. Теоретически концептуализация должна направлять ваш выбор. Обращайте внимание на повторяющиеся мысли, потому что они, скорее всего, активируются схемами или триггерами среды. Мысли, которые возникают нечасто, но имеют для клиента очевидно важное значение, нужно иметь в виду и быть готовыми внепланово с ними работать. Тем не менее практика показывает, что важные и связанные со страданиями мысли рано или поздно снова проявятся. Поэтому, даже если вы упустите шанс проработать важную негативную мысль на каком-то этапе, наверняка еще затронете ее позднее. Интервенции, которые не дали желаемого результата, тоже можно использовать в концептуализации — они дают вам информацию о том, с чем проблемы клиента не связаны.


Реалистичное негативное мышление

По результатам разбора доказательств в пользу негативного мышления может оказаться, что оно вполне реалистична и альтернатив нет. Хотя лучше не торопиться и доверять негативному мышлению, понимая, что у каждого найдутся тяжелые ситуации, вероятно, связанные с эмоциональными или поведенческими проблемами. Также принимаем, что иногда понимание адекватности мыслей и реакций с учетом ситуации может быть полезным опытом для клиента. Нужно говорить клиенту, что их реакция на ситуацию нормальная, ненормальны обстоятельства, например, клиент, который переживает сложный развод, экономические проблемы и трудности в адаптации к самостоятельной жизни, скорее всего, будет ощущать грусть и тревогу. В таком контексте вполне реалистично считать ситуацию сложной и несправедливой. В подобных ситуациях мы можем выбрать поведенческие, ориентированные на действия стратегии, которые помогут клиенту изменить то, что можно изменить, разрешить возникшие проблемы — и принять то, что изменить нельзя. В работе с такими сложными ситуациями можно использовать стратегию развития и применения новых навыков. Полезно настраиваться на более частое совершение действий, как забота о себе, чтобы развить максимальную психологическую гибкость. Можно поощрять движение по пути развития позитивных жизненных навыков, например, регулярного здорового питания, поддержания режима сна и физической активности.

Иногда кажется, что негативные мысли живут своей жизнью и не связаны с событиями напрямую: это может быть повторяющееся беспокойство, и навязчивое мышление. Подобные мысли относительно реалистичны, но их частота и повторяемость мешают многим и ухудшают эмоциональное состояние. Для работы с таким мышлением была создана техника время для волнения, в рамках которой предлагается беспокоиться в заранее определенное время дня или день недели (например, 20 минут). Некоторые клиенты говорят, что такой подход позволяет им меньше волноваться в остальное время. Другие говорят, что использование данной техники помогло им осознать, что беспокойство — непродуктивна и скучна, если реализовать ее в сфокусированной манере. Также бывает полезно переходить к решению проблем непосредственно в период времени, отведенный для волнения.

Еще один метод самопомощи, используемый для работы с повторяющимися мыслями, предполагает отвлечение или временное смещение внимания в другую сторону. Когнитивно-поведенческие психотерапевты обычно сосредоточены на содержании мыслей клиента и пытаются напрямую их модифицировать. Однако в работе с повторяющим беспокойством и руминациями (наващивая мысль) можно применять следующую стратегию: для начала идентифицируйте свою мысль; удостоверьтесь, что она повторяется; затем целенаправленно смещайте фокус внимания на другой вопрос или проблему (смена Доминанты). Этот метод необязательно поможет разобраться с содержанием мысли — он направлен скорее на процесс мышления и позволяет дистанцироваться от собственных мыслей/когниций, помогает взглянуть на них со стороны. Вероятно, после этого вам удастся более осознанно подойти к поиску решения проблемы, а не просто о ней беспокоиться. Такой подход отличается от прерывания или подавления мыслей (такую практику не рекомендую). Прерывание мыслей показывает довольно низкую эффективность, а подавление мыслей скорее приведет к их усилению, чем к ослаблению. Популярнее становятся интервенции, связанные с принятием негативного опыта как нормальной составляющей существования человека. Также не рекомендую применять методы, ориентированные на принятие, в состоянии острого дистресса, потому что такой подход подразумевает невозможность прямо разобраться с причинами страданий. Принятие проблемы фундаментально меняет отношение к происходящему, но без дистресса. Эта практика зачастую оказывается связана с формированием нового убеждения или радикальной модификацией старых убеждений, которые и привели к возникновению проблемы.


Отправка сообщения
(необязательно)

О сайте

Выбрать психолога, получить консультацию, выразить свое мнение и обсудить то, что вас волнует на форуме.

Подробнее

Свежие публикации

Последнее темы

  • Нет сообщений для показа

Поиск

Вход и регистрация