Привет друзья, Меня зовут Сирадзе Звиад, я врач Психотерапевт, мое последнее образование и мой коллеги навеяли мне мысль, почему бы не сделать площадку где могут получать профессиональную психологическую помощь люди, которые истинно в этом нуждаются, работаю также с семейными парами.
Некоторые клиенты замечают, что, сталкиваясь с проблемами, задаются вопросами вроде: «Примут ли, одобрят ли меня?», «А вдруг неудача?», «Почему со мной всегда так происходит?» или «Как вырулить ситуацию?» Обычно такие вопросы указывают на повышенный уровень тревоги и маскируют реальную негативную мысль. Ведь многие люди не просто задаются такими вопросами, а дают на них ответы, и они негативного характера. Так, моя клиентка, (Н.45л) которую волнует, примут ли ее другие люди, вероятно, на самом деле предполагает, что не примут. Клиент, (В.43г) которого беспокоит возможность неудачи, скорее всего, верит именно в такой исход. Клиент, переживающий, удастся ли ему выпутаться из сложных обстоятельств, вероятно, боится, что выхода нет. Поэтому, заметив, что клиент мысленно задает себе такие вопросы, предлагаем сразу дать на них ответ. Если окажется, что у него есть аргументы в пользу негативного прогноза, при работе с этой информацией можно выстроить интервенцию. Неспособность ответить на вопрос тоже может оказаться полезной, потому что дает нам шанс вместе собрать необходимую информацию.
Большинство из нас способны выделять и называть собственные эмоции, однако уровень развития этого навыка сильно колеблется. Сложности чаще возникают у клиентов, выросших в эмоционально бедной среде, или тех, кого в прошлом не поощряли за обсуждение чувств, а также у людей, которые не привыкли обсуждать психологические явления. Клиенты, проходящие психотерапию на не родном для них языке, иногда не имеют достаточного словарного запаса для обсуждения эмоций. Им нужно помочь пополнить «эмоциональный словарь» и отработать использование разных терминов для описания эмоций. Будут полезны слова и словосочетания вроде чувства, внутренние реакции, реакции, сердце, опыт, эмоции. Некоторые клиенты уделяют больше внимания своим внутренним физиологическим реакциям; если вы поможете им освоить эмоциональную терминологию, они используют ее для более точного и полноценного определения переживаний.
Определение когнитивных целей интервенции — критически важный шаг в психотерапии. Рассмотрим сложности, которые могут возникнуть у клиентов при выявлении и определении типов мыслей, а также возможные способы их разрешения. Затем мы представим применимых стратегий клиенту для выявления негативных мыслей, связанных с конкретными ситуациями. А в конце дадим руководство по отбору негативных мыслей, с которыми будет вестись работа в контексте интервенций.
Большинство психотерапевтов знают, что ритуалы или компульсивные действия в ОКР воспроизводятся для снижения тревоги. В качестве психотерапии этого расстройства чаще всего рекомендуется экспозиция или предотвращение реакции. Клиентам следует избегать ментальных и поведенческих компульсий, помогающих ослабить тревогу в момент экспозиции к обсессивным мыслям; хотя, как было отмечено выше, экспозиция сама по себе может являться главной эффективной составляющей лечения.
Сложности со сном — одна из самых распространенных проблем, с которой обращаются клиенты; возникать она может и независимо, и как часть симптомокоплекса других психических или физических расстройств. Обычно под бессонницей понимается продолжительное нарушение сна, которое провоцирует возникновение других проблем, например, усталость, снижения концентрации и внимания. Проблемы со сном значительно снижают качество жизни, ухудшают настроение и повышают тревожность. Хроническая бессонница (от 3-х месяцев) затрагивает примерно 10% взрослого населения, а с временной бессонницей сталкиваются почти все. Подавляющее большинство клиентов с депрессией и тревогой и около 90 % клиентов, проходящих восстановление от алкогольной зависимости, также сообщают о существенных нарушениях сна.
Обучение многим навыкам в терапии выходит за пределы предоставления информации в контексте психооброзования.
Для клиентов со слаборазвитыми коммуникативными навыками. Тренинг коммуникативных навыков является одной из важнейших составляющих, у некоторых клиентов необходимые навыки есть, но они стесняются их применять, а потому от возможности их отработать, полезных предложений и обратной связи со стороны специалиста получают лишь пользу.
Некоторые психологи говорят об интеллектуальных и эмоциональных инсайтах, подразумевая, что это отдельные явления. Другие полагают, что эмоциональные «озарения» связаны с «истинными» изменениями, а интеллектуальные нет. Такое озарение или инсайт, по сути представляет собой понимание и осознание. В когнитивно-поведенческой терапии используются разные формы понимания и осознания: осознание своих поведенческих схем, триггеров, эмоций и мысли, понимание функциональных связей между этими факторами. Все эти формы поощряются с самого начала терапии и помогают клиентам меняться. Чтобы происходили настоящие изменения, должны решаться существующие в реальной жизни проблемы: их мало просто осознать, а необходимо начать вести себя, на поведенческом уровне иначе. Если клиенты в ходе психотерапии получают разный опыт (как на сессии, так и в ходе поведенческих экспериментов), их негативные убеждения со временем меняются. Обычно разговоры о чем-либо не приносят особой пользы, а реализация новых форм поведения и их практическое проживание — приносит. Когнитивно-поведенческая терапия сосредоточена на совершении действий и получении новых инсайтов, а также на достижении когнитивных изменений.
Иногда путаница между психообразованием и терапии сбивает с толку. Я часто слышу и читаю в соц.сетях, как практикующие специалисты используют эти термины как взаимозаменяемые. Причем данное заблуждение встречается не только у отдельных специалистов, но и у составителей учебных планов на курсах обучения психологов. Подобные заблуждения надо корректировать.
Метакогнитивные процессы подразумевают осознание не только сиюминутных потребностей клиента, определяемых содержанием его слов, эмоциональный реакций на ситуации, не только внимание к стратегиям, используемым клиентом на сессии, но и собственных реакций терапевта. Предполагается осознание реакций клиента: того, о чем он не говорит.
Этот документ является соглашением на осуществление психотерапии между
Психологом/Психотерапевтом ______________________________________
и клиентом ______________________________________________________
Терапевтический процесс будет направлен на решение следующих проблем:
Клиенты хотят, чтобы работающие с ними специалисты были экспертами в оказании психотерапевтических услуг и вели себя профессионально (что подразумевает, четких профессиональных границ и отличных навыков общения). К психотерапевтам предъявляется ряд требований относительно межличностного взаимодействия, в которых нужно соблюдать баланс, сохраняя чувствительность к потребностям клиентов и их возможным эмоциональным реакциям, равно как и к собственным реакциям, автоматическим мыслям о клиентах, сессии и психотерапии в целом. Компетентность психотерапевта предполагает наличие у него развитых неспецифических навыков и следующих позиции:
1.Образование
2.Отзывы и рекомендации клиентов
3.Какими методами владеет психотерапевт.
Мы намного больше знаем о происхождении тревоги, механизмах и природе ее поведенческих паттернов. Все это помогает нам понять роль, которая отведена тревоге в нашей жизни. И это понимание – ключ к ее преодолению.
Преодолению, потому что полное уничтожение тревоги – цель едва ли реалистичная. Однако мы можем научиться нейтрализовывать и контролировать ее, не давая ей превратиться в истощающую силу, которая испортит нам здоровье и ограничит свободу. Иными словами, поняв природу тревожности, мы сможем выйти из-под ее власти.
Генерализованное тревожное расстройство — это беспокойство по любому поводу без причины. С одной стороны, нашу жизнь нельзя назвать на 100% безопасной, и поводы для беспокойства есть. Но в какой-то момент обычные страхи переходят рубеж и превращаются в тревожное расстройство, с которым самостоятельно практически нереально справиться.
При депрессии тревога может быть, но она не доминирует.
Критерии депрессивного расстройства:
Все клинические специалисты (врачи клиницисты) так или иначе оценивают состояние каждого клиента на момент обращения. Гораздо реже проводится оценка прогресса в ходе терапии и ее результата после завершения. Многие делают упор на исходную оценку и игнорируют ее на следующих этапах. Однако последовательный мониторинг прогресса клиента — критически важный компонент доказательной практики. Исследования показывают, что специалисты стабильно переоценивают результаты психотерапии и далеко не всегда замечают недостаточный прогресс и даже регресс клиента. В то же время терапевтический процесс оказывается более эффективным, и клиенты добиваются больших позитивных результатов, когда психотерапевты регулярно собирают обратную связь по результатам, с помощью специальных инструментов мониторинга.
Философия и тревожные расстройства
В древней Греции жил философ и учитель школы стойков, Клеанф, последователь и в свое время ученик Зенона Кетииского (нынешний Кипр), основателя школы стоицизма, и была у него прекрасная Китайская фарфоровая ваза, подарок друга, из дорогого изысканного фарфора, инкрустированного камнями. Клеанф гостям гордостю показывал эту красоту и гордился им, и гости соглашались, что они лице зреют подлинное произведение искусства. И вот как-то раз в гости к учителю зашел его ученик Хрисипп, учитель ненадолго отлучился, и вернувшись обнаружил разбитую вазу на мелкие кусочки на полу, ученик приготовился к худшему, ведь учитель был известен своим крутым нравом, и частенько брал в руки бамбуковую палку чтобы наставить непонятливых учеников, но вместо того, чтобы обрушить гнев на ученика, учитель как в ни в чем не бывало взял веник и, что-то приговаривая себе под нос, тихо начал подметать осколки. И тогда ученик с содроганием спросил: учитель, извините за мою неловкость, неужели вы не капли не расстроены тем, что я только что разбил вашу любимую вазу, она что, не была вам дорога? учитель поднял глаза на бледного от волнения ученика, ободряющее улыбнулся и сказал ученику:
Клиническая или Когнитивная Концептуализация является основополагающим инструментом буквально во всех видах психотерапии, позволяющим сформулировать, как проведенная оценка выражается в интервенциях, реализуя теоретические принципы психотерапевтического подхода на практике. Концептуализация случая помогает отбирать и применять в контексте решения проблем, присущих конкретному клиенту, наиболее подходящие, теоретически подкрепленные интервенции с убедительной доказательной базой.
Друзья КПТ построена вокруг таблиц и протоколов: метод немного ригиден, слишком структурирован и не принимает во внимание индивидуальные потребности каждого клиента.
Среди критики, звучащей в адрес КПТ, КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ, нередко можно услышать недовольство по поводу использования единых руководств для всех клиентов, состояние которых отвечает критериями определенного диагноза. КПТ, КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ основанную на концептуализации кейса, можно назвать скорее гибкой и идеографической, чем ригидной и слишком структурированной. В частности, ей приписывают «гибкость в рамках точного воспроизведения предписаний».
Когда этап психологической оценки пройден и концептуализация клинического случая составлена, самое время обсудить с клиентом цели терапии. Вы уже проверили, насколько верен поставленный диагноз, и дали клиенту обратную связь по результатам психологической оценки.
После того как мы получаем представление о трудностях клиента, нужно составить историю их развития, т.е Патогенез, это: Детство - Ситуация – Тревога - Симптом (вторичная выгода симптома). Практика показывает, что составлять подробную хронику необходимо для каждого случая, однако это имеет смысл проделать с главными сложностями, которые ранжируются во время терапии.
Любить себя хорошо, не любить себя конечно плохо. Если хочешь сделать что-то хорошее начни с себя, и если любить себя правильно, то точно без фанатизма, а скорее ответственно, проявляя заботу о своём здоровье, состоянии духа, о своём социальном окружении, и я уверен это хорошо и правильно.
Выбрать психолога, получить консультацию, выразить свое мнение и обсудить то, что вас волнует на форуме.