Статьи по психологии

Метакогнитивные процессы в терапии

Метакогнитивные процессы подразумевают осознание не только сиюминутных потребностей клиента, определяемых содержанием его слов, эмоциональный реакций на ситуации, не только внимание к стратегиям, используемым клиентом на сессии, но и собственных реакций терапевта. Предполагается осознание реакций клиента: того, о чем он не говорит.

Свой наблюдения я могу озвучивать в форме гипотез, с которыми клиент соглашается или не соглашается, о которых может просто задуматься. Чтобы развить в себе данный навык, надо учиться отстраняться от происходящего, слушать и наблюдать за клиентом и за самим собой, некая Метапозиция. Для развития этого навыка требуются время и практика, потому что достижению необходимой отстраненности мешают тревога, фрустрации и даже сосредоточенность на других задачах. Выдерживать объективную позицию может быть сложно перед лицом сильных эмоциональных реакций клиента; тем не менее со временем этот навык формируется. Когда клиент реагирует на меня или какой-то аспект терапии, стараюсь внимательно его слушать и не занимать оборонительную позицию.

Комплаенс и сотрудничество можно считать противоположными сторонами терапии, так как первое предполагает следование указаниям терапевта, а не общее участие в работе. Подготовить почву для нее помогает разбор результатов психологической оценки, концептуализация случая и вовлечение клиента в планирование терапии. Чтобы умело использовать этот подход, важно активно интересоваться опытом клиента и его взглядами на мир. Такое выражение интереса обычно способствует формированию связи между людьми. А эмпиризм предполагает формулирование гипотез, вопросов и активное экспериментирование, с целью помочь клиенту. Такая позиция заставляет обоих сохранять объективность и смотреть на происходящее с позиции, которую клиент занимает редко: мало кто в обычной жизни практикует отстранение от текущей ситуации и анализирует свои мысли, чувства и реакции на события или других людей.

Совместная командная работа в терапии помогает взглянуть на собственные проблемы со стороны, что полезно, также предполагает прозрачность психотерапии и терапевтического процесса. Поэтому обычно я объясняю клиенту смысл выполнения тех или иных интервенций, в том числе обговариваем ожидаемые результаты и возможные трудности. Цели используемых стратегий обсуждаются на каждом этапе лечения. Клиенты активно вовлекаются в планирование интервенций, и большая часть работы осуществляется между сессиями. Клиент выполняет роль исследователя: собирает данные с помощью поведенческих экспериментов, ведения дневника и выполнения заданий по межличностному взаимодействию. На следующей сессии полученные результаты анализируются и оцениваются, а также планируется стратегия дальнейших действий. В конце концов клиент должен научиться совершать все эти шаги самостоятельно; психотерапевт же обучает, поддерживает и направляет его в этом процессе на протяжении всей терапии.

Недостаточно прав для комментирования.

О сайте

Цель проекта «Риджис Студио» – распространение практических знаний в области психологии и психотерапии.

Подробнее

Последнее темы

  • Нет сообщений для показа