Многим свойственно навешивать на себя или других обобщающие ярлыки вместо того, чтобы оценивать конкретные действия и аспекты, связанные с ними. Навешивание ярлыков — коварный процесс, потому что он мешает людям видеть возможность изменений в будущем. В работе с клиентами, которым свойственно деструктивное навешивание ярлыков, можно применять разные техники.
1.Указать клиенту на то, что он использует при описании людей ярлыки, и обсудить возможные последствия такого подхода.
2.Можно использовать сократовский диалог, чтобы понять, как ярлыки мешают будущим взаимодействиям и превращаются в пророчества.
Также полезно понимать, какие формы поведения и характеристики подразумевает конкретный ярлык. Затем стоит проверить, насколько человеку, удостоившемуся навешивания ярлыка, свойственны перечисленные качества и формы поведения, а после разобрать примеры обратного — несоответствия человека ярлыку. Можно дать клиенту домашнее задание, связанное со сбором информации, которая подтверждает либо опровергает ярлык (приятными побочными эффектами его выполнения часто оказываются рост активности, экспозиция, связанная с определенным человеком, и последующее смягчение отношения к нему). Это упражнение способно стать своего рода мостиком, который приведет вас к обсуждению ценности умения сосредотачиваться на конкретных и поддающихся корректировке аспектах явления, а не на незыблемых ярлыках.